Подписка на блог

Customize in /user/extras/follow-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, YouTube, TikTok, РСС JSON Feed

В состоянии потока

Пишу о том, что волнует: тренировки, технологии, финансы, еда, здоровье, поездки и путешествия, люди, события

Третий день в Архызе. Прогулка у реки

Поворот реки Большой Зеленчук, которую я по незнанию назвал Архызом

Поход на Дуккинские озёра стал для меня настоящим испытанием. Чтобы восстановить силы, мы решили следующий день просто отдохнуть, поэтому выспались, сходили в кафе позавтракали, вернулись в номер, выпили кофе и решили просто прогуляться по посёлку. Благо, мы кроме центральной улицы Ленина ничего и не видели.

Сказано — сделано. Перешли дорогу и направились вниз, туда, откуда доносился характерный шум горной реки. Вскоре за поворотом показалась и сама река. Мы посмотрели на реку, потом друг на друга, и поняли, что не зря пришли сюда — тут тоже есть что посмотреть.

Сама горная река, которую я на тот момент считал Архызом и даже сказал об этом в маленьком видео в сториз. Сосновый лес, который растёт на берегу. Симпатичные домики, которые уже стоят или ещё только строятся вплотную к берегу. Смотреть-не насмотреться.

Мост через реку

Мы увидели неподалёку мост через реку, рядом с которым много лошадей. Увидели симпатичный коттеджный мини-комплекс Хюгге на высоком берегу — белые дощатые домики в скандинавском стиле, внутри которых вроде бы имеются все удобства.

На берегу реки мужчина и девочка лет пяти пытались купаться в холодной реке. Девочка взвизгивала от радости и обжигающего холода. Мужчина её подбадривал. Увидев нас, девочка спросила, не местные ли мы. Мы ответили, что нет. Она улыбнулась и сказала, что они тоже.

Это было понятно, потому что они потом поднялись и принялись купаться под водопадом, который стекал от дороги. Вода в нём точно не отличалась чистотой. Ну да ладно.

В доме на другом берегу кто-то уже живёт. То ли строители, то ли ранние отдыхающие.

Рядом с домом на другом берегу стоит столик со стульями. Прямо у воды. И там сидят люди, что-то едят и пьют. Я ещё удивился, неужели уровень воды в реке не поднимается, ведь если это произойдёт, всё смоет потоком.

Сосновый лес слева, в который мы и пошли гулять

На нашем берегу мы увидели проход в сосновый лес, среди которого расположились несколько домиков-коттеджей. Но проход туда был, несмотря на забор, так что мы пошли туда. И какой это был кайф. Воздух наполнен ароматами хвои. Ветерок приятно освежает. Вода шумит и искрится.

Вода чистая и холодная. Но очень хочется искупаться

Мы шли вдоль берега и наслаждались прогулкой. Оказалось, что в этом лесу множество турбаз. Люди сидят на берегу и смотрят на воду. А по реке время от времени проплывают лодки с рафтерами. Ну, точнее, с людьми, которые захотели спокойно покататься по относительно спокойной горной речке без экстрима.

То и дело хотелось остановиться и сделать кадр.

Мы шли минут 20-30, пока не уткнулись в забор, который нагло перегораживал путь до самой реки. Людям пофигу на нарушение водного кодекса, ну а нам ничего не оставалось делать, как повернуть обратно.

Камень посреди реки
Другой камень, на котором очень классно фотографироваться
Например, изобразить йога
Или что-то типа лезгинки.

Ну а потом после прогулки завернули на обед в домашнее кафе «Изобилие» и пообедали: куриный суп, салат из свежих овощей и манты из говядины.

Куриный супчик
Салат из свежих овощей с оливковым маслом и аджикой
Манты из говядины

Еда в этой кафешке нравится. Пока ходим в неё.

После прогулки подумали, что совсем необязательно уматываться каждый день на тяжёлых маршрутах с трёхчасовыми подъёмами. Очень приятно просто так погулять и под шум горной реки и шелест ветра привести в порядок мысли, наблюдая за игрой света на брызгах воды. Такое медитативное зрелище. Пишу сейчас об этом, переношусь мысленно туда и понимаю, что хочу вернуться и посидеть у воды ещё. Очень успокаивает.

Итог третьего дня: мне здесь очень нравится, хочется даже пожить месяц-другой.

Дуккинские озера

Озеро Рыбка — первое, к которому мы добрались

Дуккинские озёра получили своё название по имени реки Малая Дукка, которую они питают своей водой. Озера находятся у подножия горы Аркасар на высоте примерно 2400 метров. Все три озера имеют различный оттенок воды и при этом кристально чистую прозрачную воду — дно просматривается полностью.

Дорога до точки высадки

Тот самый уазик.

Суровый парень Алан на уазике без крыши забрал нас из гостиницы в 9 утра. Потом мы забрали из другой гостиницы женщину и молодую пару из Ставрополя и двинулись в сторону Романтика. Буквально через 5 минут пути, когда мы только-только выехали из Архыза, что-то пшикнуло, запахло горелым. Уазик сломался. Алан позвонил кому-то, и через несколько минут за нами приехал другой водитель, Алхаз на Патриоте. Открытой крыши здесь не было, но с другой стороны, нам просто нужно было добраться до начала маршрута, так что сильно никто не расстроился.

Проехали Романтик, посмотрели на масштабную стройку и подъёмник, а вскоре свернули на грунтовку. И там уже стало понятно, почему дальше можно проехать только на прямо совсем внедорожных внедорожниках. Кочки-ухабы и перепады высоты — всё в лучших традициях экстремального вождения. Только рекордов никто здесь не ставит, потому что это не соревнования, а просто работа — доставить людей к началу маршрута и обратно.

В точке высадки стоит вагончик с кафешкой, пара беседок и скамейка. Вокруг разместились машины. Связи практически нет. Время от времени появляется сигнал Мегафона, но очень скоро пропадает. И это я говорю про обычную телефонную связь, потому что интернетом там и не пахнет.

Алхаз спросил, сколько нам нужно времени. Мы решили, что 7 часов будет достаточно, так что договорились, что он приедет за нами в 17 часов. Вышли из машины, посмотрели по сторонам. Дружно решили, что неплохо бы на дорожку посетить деревянный сарайчик, напоминающий туалет. Только он оказался закрыт на замок, видимо, от туристов. Пришлось просто двигаться дальше.

Дорога до озера Рыбка

Ни указателей, ни каких-то ориентиров не было, но куда идти было понятно: достаточно было держаться за толпой людей с трекинговыми палками и привязанными ниже спины пенками. У нас никакого снаряжения кроме рюкзака с водой, теплыми вещами и дождевиками не было. Да ещё зеркалку с собой взяли. Почему-то посчитали, что без неё запечатлеть красоты не получится.

Идти вдоль Малой Дукки было легко. Но тогда мы не знали, как называется эта река, просто шли вдоль неё. Справа от нас паслись коровы. Много коров. Вся тропинка усеяна лепешками, а воздух вместо ароматов разнотравья пахнет ещё одним продуктом жизнедеятельности коров. Но если не обращать на это внимания, очень красиво.

Река Малая Дукка. Изгиб, около которого все фоткаются.

Вскоре начались подъёмы, перемежающиеся с пологими участками. Можно было остановиться у водопадика, полюбоваться на брызги воды и сфоткаться.

Первая фотка у водопадика.

Потом подъёмов стало больше, а пологих участков меньше. И если подъём затягивался, я стал чувствовать, что слегка задыхаюсь. Приходилось останавливаться, чтобы восстановить дыхание.

Одна из таких остановок на передышку.

Было немного обидно, что несмотря на постоянные тренировки дыхалка и сердечно-сосудистая у меня уже не те, что были раньше. Ну и люди вокруг совершенно не демонстрировали такого дискомфорта. Но деваться было некуда, не возвращаться же. Тем более, что с каждым шагом открывались всё новые и новые красоты.

Шагаю. Солнце обжигает шею. На следующий день я пожалею, что отстегнул от кепки защиту от солнца для шеи. Но в этот момент я думаю только о том, чтобы идти дальше.
Малая Дукка стекает с гор нам навстречу.
Вид, от которого хочется кричать.
Цветочки

Где-то через час пологие участки закончились и началась самая жесть — непрерывный подъём через берёзовое криволесье, причём с хорошим таким уклоном. Вот тут мне стало совсем тяжело. Приходилось останавливаться каждые 20-30 метров. Иногда 50. Пару раз кружилась голова, так что сидел на чём придётся, чтобы прийти в себя. Мысли были такие, что наверное, это мне кислорода не хватает или что-то типа. И ещё обидно было, что мышцы на ногах не особо и уставали. Да вообще они не уставали, шагал себе и шагал бы. Но вот дыхание сбивалось и пульс частил.

Тут уже не только я такой оказался. Довольно часто встречались туристы, переводящие дух на камешке или на стволе дерева. А вот Таня легко шагала вперёд, словно горная козочка. Она не то что не запыхивалась, а вообще шла словно по ровной дороге. Я в восхищении — прекрасная физическая форма!

Не только не устала, но ещё и фоткается с удовольствием по пути.

На пути встречались люди, которые шли назад. Многие умотавшиеся спрашивали у них, долго ли осталось до верха. И каждый раз мы слышали, что ещё минут 45 идти до первого озера. Вроде идёшь, идёшь, уже минут 20 прошло, как сказали 45, а очередной встречный говорит, что ещё 45 минут.

Но всё когда-нибудь кончается. Добрались и мы до верха. Остался небольшой ровный участок, и вот оно, первое озеро, Рыбка. Но именно на этом участке силы меня оставили. И я понял, что даже по ровной дороге шагаю с трудом.

Сзади этого не видно, но реально ноги просто не идут. Впервые со мной такое было.
Уж не знаю, насколько это видно по лицу.

На чёрной майке появились белые пятна от соли. Постоянно хотелось пить. Мы делали по глотку из бутылки с водой, но через несколько минут снова пересыхало во рту. Я вообще заметил, что в Архызе никак не могу напиться. То ли вода настолько вкусная, то ли что-то в организме происходит.

Последние метры, и вот перед нами открылось озеро Рыбка с ярко-голубой водой. И как-то вся усталость из головы ушла, хоть и осталась в теле.

Сижу на камешке рядом с рододендронами.

Мы отошли от массового скопления туристов, которые одолели подъём, добрались до чудесного камешка, на котором очень классно фотографироваться. Причём ровно напротив подъём на второе озеро.

Это мы на камешке поснимали. Попробовали на фотик и поняли, что на телефон получается лучше.
Парни на сапах плавают по озеру. А на заднем плане подъём ко второму озеру.

На озере обнаружились двое на сапах. Как и зачем они их туда принесли, для меня загадка. Но смотрится очень атмосферно. Прозрачная синяя вода и сапы буквально парят над пустотой. А справа у склона горы рядом с озером лежит снег.

Мы посидели, перевели дух, и я решил, что всё-таки мы поднимемся ко второму озеру. Когда мы только вышли к Рыбке, я уже сдался было. Решил, что хватит с меня одного озера. Но к счастью, красота озера и передышка совершили чудо.

Аркасарское озеро

Ко второму озеру нужно было подниматься по огромным валунам, покрытым желтоватыми пятнами. Я решил, что это сера, но вполне может быть, что это не так. После валунов начинается сыпучая тропа, по которой отчаянно скользят люди в обуви с плоской подошвой и даже в обычных «городских» кроссовках.

По пути имеется нерастаявший снег, около которого мы остановились и пофоткались.

Даже в снежки можно поиграть. Снег на удивление плотный и не особо собирается таять.
Вид на Рыбку с середины подъёма на Аркасарское озеро.
Аркасарское озеро

Поднялись наверх, потом немного спустились по таким же огромным валунам к озеру. Оно оказалось стального цвета с синим оттенком. Как раз в это время солнце спряталось за облаком. По склонам горы Аркасар лежал снег. Но несмотря на это мы решили искупаться.

Переоделись за валунами. Сверху, конечно, всё было видно, но я решил, что кто не отвернётся, сам виноват. Нацепил кроссовки на босу ногу, потому что по острым камням ходить без обуви очень больно. Вышли на берег, где уже плескались две женщины с айфонами, поочередно снимая друг друга.

Я пошёл первым. Ну что сказать? Вода очень холодная. В прорубь не нырял, а вот в источник — да. Ощущения близкие. Обжигает и покалывает иголками. А когда выходишь из воды — приятное тепло разливается по телу. В общем, кайф.

Уххх
Ушёл в астрал от невероятных ощущений
А потом выглянуло солнце, и я окунулся ещё раз.

Обратный путь

После купания словно энергии прибавилось. Где-то мне даже встречалось, что горные озёра — это место силы, причём ты её получаешь даже если в это не веришь. Как бы то ни было, купание меня очень взбодрило. Мы переоделись за тем же камнем, довольно легко взобрались наверх на склон по валунам и спокойно стали спускаться по очень крутому склону. Мне реально было легко.

Видимо, чтобы я не расслаблялся, одна нога у меня проскользнула по пыли, вторая согнулась в колене и поехала вперёд. Хорошо, связки не порвал, но колено сразу заболело. И это мы только начали спускаться. Стало намного сложнее, потому что каждый шаг сопровождался болью. Через какое-то время я приспособился, но это не сильно помогло. Точнее, ненадолго.

Спустились со второго озера, ещё раз пофоткались на склоне. На третье уже точно решили не идти.

Снова вид на Рыбку.

Потом прошли ровный участок и начался двухчасовой спуск. Только я приспособился к боли в колене, стал шагать так. чтобы меньше нагружать его, как квадрицепсы пошли в перегрузку. Но тут я уже не поддался, спускался без остановок. Только когда уже березовое криволесье закончилось, остановились, что-то сфоткали и дальше пошли. Потом немного на берегу реки посидели, потому что времени оставалось ещё достаточно.

Дошли до пункта высадки в 15:45. Чтобы не ждать час пятнадцать минут, попытался позвонить Алхазу, но не получилось. Сигнал Мегафона плавал, так что мы просто смирились. А ещё я купил и выпил три стакана горного чая в кафе. Потому что вода кончилась ещё на спуске, и пить хотелось невыносимо.

В половине пятого приехал Алхаз, мы загрузились в машину и двинули домой. В номере хватило сил только залезть под душ и брякнуться полежать. Очень сильно устал. Давно так не выматывался.

Потом сходили поесть и вернулись снова в горизонтальное положение. Только лежать я долго не смог. Стало сводить судорогой мышцы бедер. Очень больно. Перенапряг их во время спуска. 22 тысячи шагов по горной местности для меня оказались сложным испытанием.

Для себя решил, что надо всё-таки читать о маршруте прежде чем идти по нему. А здесь мы просто на ходу решили, даже не зная толком, куда идём и что нас ждёт. Точнее, не нас, а меня. Таня нисколько не устала и была бодра и свежа.

Но в целом мне очень понравились Дуккинские озёра. Не скажу, что готов повторить подобный маршрут в ближайшее время, но о том, что сходил, не жалею.

Привет, Архыз!

Архыз. Вид из окна номера.

Очень здорово, когда отдых и работа не отрицают, а дополняют друг друга. Когда совмещаются казалось бы, совершенно несовместимые вещи и получается совершенно новый формат жизни. Так случилась эта поездка в Архыз.

Как добирались

Из Самары до Минеральных вод на самолёте. Удобный рейс Аэрофлота с вылетом в 7:55, два с половиной часа полёта и вот они, Минводы. В довольно бюджетный билет входит багаж, так что мы взяли с собой чемоданы.

Впервые за все поездки один чемодан повредили. Прямо пробили пластик. Неприятно. Надеюсь, что не развалится по дороге обратно.

Получили багаж, двинулись к выходу. По пути выяснили, что добраться в Архыз из Минвод на аэропортовском такси можно за 5 тыс. Яндекс показал, что цена поездки 4 тысячи. Местные таксисты зарядили 6, и мы решительно отказались, Однако за нами пошёл бодрый и настойчивый пожилой грузин дядя Рома, который организовал нам трансфер за 3500.

Сначала это выглядело несколько тревожно: мы через кусты прошли к парковке за пределами аэропорта, сели в потрёпанный мерседес и рванули догонять знакомого дяди Ромы на шкоде, который буквально пять минут назад уехал в Архыз всего с одним пассажиром. Но тревоги почему-то не было. Быстро догнали Юру на шкоде и пересели из горячего мерседеса в прохладный салон шкоды.

До Архыза ехали около трёх часов. Юра оказался интересным собеседником, так что время пролетело незаметно.

Первые впечатления

Высадились из гостиницы, привычно расплатились переводом на Тинькоф. Мобильный интернет хорошо работает — у меня Мегафон и МТС. Хорошая скорость и у того и у другого оператора.

Очень жарко. Солнце припекает так, что хочется спрятаться от него, сменить джинсы на шорты и облиться прохладной водой. В любом порядке.

В гостинице никого не оказалось. На столе администратора одиноко лежал макбук эйр с подключенной к юсб-порту мышкой, рядом смартфон. Прошлись по коридорам — никого. Тишина. Заходи, бери что хочешь, хотя камеры смотрят прямо на тебя.

Позвонили администратору по телефону, написанному тут же на стойке. Оказалось, что у неё родственник попал в серьёзную аварию, она отъехала оформить его в больницу.

Оставили вещи рядом на рецепшене, пошли гулять. Улица Ленина, по которой проходит трасса, довольно оживлённая. По обе стороны множество магазинчиков, гостиниц и кафешек самого разного формата. Стоят квадроциклы и уазики, на которых можно покататься по горам. Предлагают экскурсии. Жарко и пыльно, многолюдно. Прошлись по улице, вернулись ближе к гостинице и завернули в кафе «Хижина».

Хычин с сыром и зеленью
Хычин с мясом

Взяли хычин с сыром и зеленью, хычин с мясом и хинкали. Хычин с сыром и зеленью понравился, мясной оказался каким-то странным — вместо лепёшки настоящий пирог. Съели без удовольствия.
Хинкали с говядиной тоже не понравились. Очень не хватило пряного вкуса кинзы и вкусного бульона. Больше туда есть не пойдём. Благо, выбор довольно большой.

Пообедав, вернулись в гостиницу, минут через пять появилась администратор. Извинилась и быстренько заселила нас в номер с видом на горы. Прямо вот лежишь на кровати, смотришь сквозь стеклянную стену, как облака укутывают верхушки гор. Завораживает.

Здесь вкусная вода — прямо та, которая течёт из крана. Хотя в коридоре гостиницы и стоят кулеры, они просто охлаждают обычную воду. Мы взяли с собой кофе, кофемолку и ситечко. Заварил — обалденно получается. Вкуснее, чем из фильтрованной воды дома. Напиться не могу.

Несколько раз в день слышен призыв на молитву — неподалёку расположена мечеть. До этого как-то не доводилось слышать этот призыв вживую. Оказалось, гармонично и даже красиво звучит.

Несмотря на хорошее время вылета перелёт и дорога на такси утомили, так что поспали и снова пошли гулять. Купили местного рассольного сыра, пару сортов чая, молока. Посмотрели на мечеть и на множество гостиниц в огоньках. Красиво.

Вечером стало прохладно, но не настолько, чтобы хотелось одеться. Мне в майке было вполне комфортно.

Завтра утром поедем на дуккинские озера.